Первоклассник в семье: спокойствие, только СПОКОЙСТВИЕ!
Первого сентября
в жизни наших детей происходит событие, кардинально меняющее весь их привычный
уклад.
Они становятся первоклассниками. Как мы, родители, можем помочь любимому
чаду· справиться с нагрузкой
в первые месяцы школьной жизни?
ОБОЙДЕМСЯ
БЕЗ ЗАВЫШЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Учится
стоит ради узнавания нового, а не ради «пятерок».
ОБОЙДЕМСЯ
БЕЗ СРАВНЕНИЙ
Попытайтесь
извлечь из глубин памяти свои детские годы.
Скорее всего, вы вспомните, что, ничто
не огорчало вас сильнее, чем сравнение - не в вашу пользу - с другими детьми.
Сравнивать ребенка можно только с ним самим:
раньше не умел, а теперь - умеешь, вчера не знал, сегодня знаешь.
ПОМНИТЕ О ПОХВАЛЕ
Находите
повод поощрить ребенка даже за малейший успех. Известный психолог Владимир Леви
в своей книге
"Нестандартный ребенок" отмечает: "Если вы хотите
научить своего ребенка…сидеть не горбясь,
решать задачи, работать,
не бояться, не унывать, - начинайте всегда с похвалы.<…>
РАСПОРЯДОК ДНЯ
«Живет, как по расписанию», - говорят иногда
про кого-то. Это утверждение должно стать жизненным правилом для
Вас и Вашего
любимого первоклассника. Грамотно составленный распорядок дня заметно облегчит
жизнь вашему
сыну или дочери в первые месяцы учебы.
УЧИТЕЛЬ КАК СОЮЗНИК
«Ум – хорошо,
а два лучше», - гласит народная мудрость. Вспомните об этом, когда будете
забирать ребенка из школы.
Не стесняйтесь подойти лишний раз к учителю и
поинтересоваться его мнением о Вашем чаде, его успехах и неудачах.
Педагог способен
объективнее, чем родители, оценить продвижение ребенка по дороге знаний. Он
даст Вам несколько
конкретных советов, которые помогут Вам более результативно
и конструктивно общаться с сыном или дочерью.
Учитель не меньше Вашего заинтересован
в том, чтобы ребенок успевал по всем предметам и не испытывал трудностей
в
контакте с другими детьми.
БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА
Постарайтесь
создать дома такую атмосферу, чтобы Ваш первоклассник не боялся возвращаться из
школы, если получил
плохую отметку. Пусть ребенок будет уверен в Вашей любви и
доверии к нему. И тогда слез в Вашем доме будет меньше,
а радости и удач –
больше.
Как себя чувствует ребенок в школе?
@ Ребенок положительно относится к школе;
@ Понимает учебный материал;
@ Усваивает содержание учебных программ;
@ Самостоятельно решает задачи;
@ Готовится к урокам;
@ Выполняет поручения взрослых;
@ Участвует в общественных делах;
@ Ребенок положительно относится к школе; @ Понимает
учебный материал; @ Усваивает
содержание учебных программ; @ Самостоятельно решает задачи;
@ Готовигсяк урокам; @ Выполняет
поручения взрослых;
@ Участвует в обществеиных делах. @ Дружит со многими одноклассниками. Х Ребенок
отрицательно или равнодушно относится к школе; Х Жалуется
на здоровье; Х Часто
находится в плохом настроении; |
Х Учебный
материал усваивает фрагментарно;
Х Не
проявляет интерес к самостоятельной работе;
Х Редко
готовится к урокам;
Х Общественные
поручения выполняет под контролем;
Х Близких
друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников;
Х Становится
робким, тревожным, развязным, чрезмерно шумным и суетливым, забывчивым.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими
являются физиологическая адаптация и
социально - психологическая адаптация (к учителям
и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько
этапов:
1) Первые 2 - 3 недели обучения получили название
"физиологической бури". В этот период на все
новые воздействия.
организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих
систем,
то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это
объясняет тот факт, что в сентябре
многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.
Организм ребенка находит приемлемые,
близкие к оптимальным варианты реакций на
новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого
приспособления, Организм реагирует на нагрузки
с меньшим напряжением.
Продолжительность
всего периода адаптации варьируется от 2 до б месяцев
в зависимости от
индивидуальных
особенностей ученика.
Социально-психологическая
адаптация.
Независимо
от того когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития
– кризис 7 (6) лет.
Изменяется
социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик".
Можно считать это рождением социального
"Я" ребенка.
Изменение внешней
позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника,
происходит
переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным,
а то, что имеет отношение к учебе, становится
более ценным.