Игры и упражнения со звуками.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.
- Коврики: квадрат расчерчен на квадратики (как для игры в крестики-нолики) – 3х3 или 4х4. Раскрашиваем по строчкам, начиная с верхней левой клетки:
· Слушая первый звук в слове и обозначая нужным цветом клетку (гласные - красным, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным). Например: первое слово «сыр» - верхняя левая клетка синяя, второе слово «осень» – следующая клетка в строчке красная и т.д.
· Слушая последний звук в слове и обозначая нужным цветом клетку.
· Слушая второй звук в слове
· Слушая предпоследний звук в слове
· Составляя звуковую модель слова: клетки одной строчки – звуки одного слова.
- Снежок: стоя в кругу, «бросаем» друг другу воображаемый снежок или мячик, сопровождая бросок звуком. Усложнение задания – бросающий называет часть тела и имя того, в кого целится, а тот должен отыграть попадание названной частью тела (напрячь, отдёрнуть, потереть…)
Варианты игры:
- Только гласные: бросающий называет гласный звук, ловящий повторяет его (ловит), потом называет и «бросает» свой гласный следующему игроку
- Только согласные
- Пара по глухости – звонкости: бросающий называет глухой парный согласный звук, ловящий называет его звонкую пару (ловит), потом называет и «бросает» свой глухой или звонкий парный согласный звук следующему игроку.
- Пара по твёрдости – мягкости
- Пары гласных, обозначающих твёрдость-мягкость согласных: а-я, у-ю, о-ё, э-е, ы-и.
- Цепочка слов: игра в слова – первый звук последующего слова совпадает с последним звуком предыдущего слова. В зависимости от уровня подготовки детей, обговариваем, на что ориентируемся – на звук или на букву.
Игры и упражнения на развитие звуковысотности
- Лифт: рука внизу, ладонь параллельна полу. Постепенно поднимая руку, называем этаж, меняя высоту звука. От низкого (басом) - 1 этаж, до высокого (тонкого) - 10 этаж. Это же упражнение хорошо для усвоения порядкового и количественного счёта, прямого и обратного.
- Карниз: наши руки превращаются в малярные кисти. Окунаем их в воображаемую краску (параллельно можно узнать любимый цвет каждого ребёнка) и начинаем красить движением рук вверх-вниз, сопровождая движения стихотворением:
Краской (вверх) крашу (вниз)
Я (вверх) карниз (вниз).
Вверх (руки вверх, голос максимально высокий),
Вниз (руки вниз, голос максимально низкий),
Вверх (руки вверх, голос максимально высокий),
- Качели: стихотворение сопровождается движениями рук влево вверх, вниз, вправо вверх, вниз и повышением и понижением голоса.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
«Неужели в самом деле
Все качели погорели».
- Дракон. Рассказываем и показываем:
-
Лифт: рука внизу, ладонь параллельна полу. Постепенно поднимая руку, называем этаж, меняя громкость звука. От тихого (1 этаж) до громкого (10 этаж) или наоборот. Это же упражнение хорошо для усвоения порядкового и количественного счёта, прямого и обратного.
- Радио
- Летающая тарелка.
Ведущий рукой показывает полёт НЛО – то выше, то ниже. Игроки озвучивают движение звуком «у-ы», обозначая увеличение высоты уменьшением громкости звука и наоборот (чем выше тарелка, тем тише звук). Движение может быть плавным, рывками, на одной высоте. Игра развивает внимание, умение владеть громкостью звука и дыханием.