АССОЦИАЦИИ
Напоминаем, что ассоциации связи между отдельными звеньям воспринятого - играют существенную роль в припоминании, а значит, в запоминании. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) является создателем ассоциативной теории: ассоциации по смежности,
ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту. То, что вместе воспринимается, вместе и запоминается - связи в памяти отражают связи, которые существуют и в жизни.
Можно провести классический эксперимент, ставший хрестоматийным психологическим
этюдом об органической связи опыта человека с его мыслями и
чувствами.
Аудиторию просят не подсказывать, работать каждому
самостоятельно и по возможности следить за ответами своего товарища: Итак, начали. Вы предлагаете одному из
присутствующих в аудитории быстро, не задумываясь, отвечать на вопросы в такой последовательности:
часть лица? плод? домашняя птица? великий русский поэт? В подавляющем большинстве ответов аудитория услышит: нос,
яблоко, курица, Пушкин. И когда вы убедитесь вместе
с испытуемыми, что ответы именно такие, покажите приготовленный заранее лист бумаги, на котором будут написаны эти слова.
Так, «поле» вызывает у разных людей свои профессиональные ассоциации: поле - луг, электрическое
поле, футбольное, хоккейное, «поле чудес», поле, как
стержневое слово известной песни «Русское поле» и т.д.
«Корень» вызывает у ботаника
представление о части растения,
у филолога - о части слова, у стоматолога - о зубах, у философа - «корень зла», у математика - радикал. Известный психолог Я. Коломинский приводит иллюстрацию из опыта лингвиста А.Е.
Ивановой, выявившей методом ассоциативного эксперимента у юристов и
неюристов следующее: на одинаковые слова-раздражители в их сознании появляются
совершенно разные образы. Например, у юристов наиболее распространенная реакция на слово «состав» - «преступление», а у неюристов - «вагоны».
Таким путем можно узнать у человека то, что он не хочет или не может сказать.
Испытуемому читают слова-стимулы и просят быстро, очень быстро, отвечать первым попавшимся словом.
Расчет ясен: «У кого что болит,
тот о том и говорит». А если не говорит? Значит, пауза ... Значит, об этом говорить
не хочет, выходит, что-то скрывает. Специальные машины, которые называются «детектор
лжи» фиксируют это четко и беспристрастно, да и улавливают
едва заметные вегетативные изменения. Психологи, психиатры используют ассоциативный
эксперимент как метод исследования личности. Психологически
верно раскрыл возможности
этого эксперимента для криминалистики чешский писатель К.Чапек в
рассказе «"Эксперимент" профессора
Роусса».
Профессор заявляет
подозреваемому в убийстве Суханеку:
- Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны
говорить первое слово, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внимание! Стакан ...
- Стакан,- повторил
профессор Роусс.
- Пиво,- проворчал Суханек.
- Вот это другое дело,- сказала
знаменитость.- Теперь отлично.
Суханек подозрительно
покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея?
-Улица, - продолжал профессор.
- Телеги ,- нехотя отозвался Суханек.
- Надо побыстрей. Домик.
-Поле.
- Токарный станок.
-Латунь.
- Очень хорошо.
Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры. Перекличка становилась все
быстрее. Суханека это
забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!
- Дорога,- бросил ему Ч.Д. Роусс в
стремительном темпе.
- Шоссе.
- Прага.
- Бероун.
- Спрятать.
- Зарыть.
- Чистка.
- Пятна.
- Тряпка.
- Мешок.
- Лопата.
- Сад.
-. Яма.
- Забор.
- Труп!
Молчание.
- Труп! - настойчиво повторил профессор.- Вы зарыли его под забором. Так?
- Ничего подобного я не говорил! - воскликнул Суханек.
- Вы зарыли его под забором
у себя в саду,- решительно повторил
Роусс.- Вы убили Чепелку по
дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?
Преступник был разоблачен.