Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 09:02

        Лепим таланты с  любовью

Категории раздела
Мои статьи [2]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к школе детей и их родителей.
      
       Ещё 10 лет назад большинство дошколят мечтали скорее пойти в школу. А из нынешних шестилеток хотят стать учениками едва ли половина. В чём причины такого изменения отношения к школе детей, которые толком о ней ничего ещё не знают? Причин, на мой взгляд, несколько. Остановимся на двух из них. Обе они являются следствием усложнения школьной программы вцелом и программы начальной школы в частности.
     Первая причина – ещё не став школьником, ребёнок УСТАЁТ УЧИТЬСЯ! Что раньше должен был знать и уметь ребёнок шести лет? Многие родители говорят: «Мы шли в школу, не умея ни читать, ни писать. И всему научились. А теперь!…» Реалии жизни таковы, что объём информации увеличивается колоссальными темпами. И программа школьного образования является отражением научных знаний современного общества. Но стоит ли подменять качество количеством? Ни для кого не секрет, что, несмотря на запреты, большинство учителей первого класса задают, и немалые по объёму, домашние задания. И время выполнения уроков учениками 2-4 классов редко ограничивается 1,5-2-мя часами. Мама одной из моих выпускниц «Группы подготовки к школе» приглашала меня на Праздник Букваря в начале ноября!!! То есть за два учебных месяца первоклашки «прошли» (или «пробежали»?) и «Букварь», и «Прописи»! Поэтому вполне естественно желание родителей уже до школы научить ребёнка читать, писать, считать. И вот дошколёнка ведут к репетиторам или в группы подготовки к школе. И там он УЧИТСЯ, не научившись (простите за тавтологию) ещё этого делать! В одной из таких групп на мой вопрос о программе ответили: «Мы взяли программу первой четверти первого класса и растянули её на год.» И тетрадки у этих дошколят, «как положено» - в мелкую клетку и в узкую линейку. И по всем правилам написано число и «Классная работа»!!! Подменяются понятия «подготовка к обучению в школе» и «натаскивание по школьной программе» А родители довольны – сейчас этому научится, в школе будет легче! И никто не обращает внимания на то, как сильно устают дети уже через месяц таких занятий! «Ничего, в школе ещё труднее будет!».
      И вот она вторая причина – напуганные сложностями современных школьных программ родители переносят свой страх на детей. Для нынешних мам и пап поступление ребёнка в первый класс сродни поступлению в институт. «Страшилки» о вступительных экзаменах, колоссальной сложности и объёмах домашних заданий передаются из уст в уста. И современный дошколёнок по рассказам взрослых знает не то, что школа – это очень интересно, а то, что школа – это безумно трудно.
      Именно поэтому целью наших занятий является психологическая подготовка к школе не только детей, а и их родителей. И именно с родителями работать зачастую гораздо сложнее. Почему? Всё просто.
Приходится ломать стереотипы о необходимости натаскивания перед школой. Разъяснять отличие и важность психологической подготовки к школе. Помогать не бояться признаться в незнании чего-то. Напоминать, что физическое и психологическое здоровье – важнее всего, и оно закладывается в детстве. А главное – возвращать родителей детям! Сейчас многие дети проводят время с педагогами, с бабушками, с телевизором или компьютером, а с родителями встречаются на очень короткие промежутки времени. Причины этого разные, но нужно чтобы ребёнок знал, что он для родителей важнее всего, что он нужен, что его поддерживают, любят, всегда готовы помочь. Очень сложно порой бывает убедить родителей, что хотя бы десять минут в день нужно самим заниматься с детьми, не перекладывая это на других. И не для того, чтобы контролировать, а для того, чтобы знать, чем живёт дочка или сын, чтобы ребёнок чувствовал – родители, несмотря на занятость, всегда помнят о нём, интересуются его жизнью и всегда готовы помочь советом и делом. В начале учебного года мы обязательно знакомим взрослых с принципом нашей работы – не мы развиваем детей, мы помогаем это делать родителям!
      Исходя из данных задач, система подготовки родителей к обучению их детей в школе выработалась следующая: 
  -после каждого занятия я провожу мини-консультации, на которых рассказываю, что и, главное, для чего мы делали с детьми, знакомлю с подобными упражнениями, отвечаю на возникшие вопросы, даю рекомендации для домашних занятий;
  -каждые два месяца проводим занятия для родителей, на которых можно получить более подробные ответы на заданные ранее вопросы, и на которых у каждого родителя есть возможность почувствовать себя ребёнком–дошколёнком. Например, неблагодарный труд объяснять родителям, что пяти - шестилетнему ребёнку трудно повторить какой-либо узор или красиво написать букву. И что ребёнка можно сравнивать только с самим собой. Лучше дать возможность родителям попробовать сделать сразу красиво то, что они ещё никогда не делали. Если предварить это задание разъяснением и доброй шуткой, никаких обид и чувств уязвлённого самолюбия не возникает, а вот трудности детей понимаются лучше. Или - родителям часто даются рекомендации для проведения определённых физических упражнений с детьми, значит эти упражнения мы обязательно должны опробовать на себе, чтобы уяснить правильность их выполнения. Ещё одной формой работы на родительских занятиях является очень востребованный «ликбез» по основным вопросам программы первого класса. Появление такого запроса я тоже считаю положительным фактором. «Владеть вопросом» родителям нужно не потому, что существует опасность непрофессионализма учителя, а для того, чтобы оказать ребёнку необходимую поддержку в трудные первые месяцы школьной жизни. А фонетическая работа является для родителей «страшилкой первого класса», как сказала одна мама. Поэтому на родительских занятиях кто-то вспоминает, а кто-то и узнаёт, что такое гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, чем они отличаются и как их определить. Есть желание узнать, значит есть желание помогать. Часть одного из занятий с родителями посвящаем вопросу межличностных отношений родителей и учителя, потому что в начальной школе взаимоотношения ребёнка с педагогом являются одним из определяющих факторов успешности обучения, а отношения эти формируются не только на базе личностных взаимодействий, но и на основе услышанного ребёнком мнения значимых для него людей;
   -для тех родителей, кто ожидает в холле окончания детских занятий, есть «Копилка полезных советов и идей», содержащая подшивку статей по вопросам развития, воспитания, обучения и оздоровления детей;
  -в течение восьми учебных месяцев несколько раз проводится анкетирование, которое позволяет родителям не только высказать свои сомнения и затруднения, но и отрефлексировать свои взаимоотношения с ребёнком. Одним из показателей того, что работа в этом направлении ведётся верно, я считаю появление у родителей, как проявление заинтересованности, большего количества вопросов;
   - в конце учебного года мы проводим общее праздничное занятие, на котором у детей и родителей есть возможность и посоревноваться в выполнении некоторых заданий, и помочь друг другу, и проявить себя в совместной деятельности.
       А что мы делаем с детьми? Продолжаем заниматься тем, что они любят больше всего – играть, рисовать, узнавать что-то новое, разгадывать хитрости, много двигаться. И в процессе игры учимся слушать и слышать друг друга, взрослого, себя. Учимся дружить, уважать мнение другого и отстаивать своё. Игра помогает научиться соблюдать правила и контролировать результат того, что ты сделал. Да, мы учимся читать, писать (только печатными буквами!) и считать, но это уже вторичный результат того, что мы учимся учиться. А главная моя задача – убрать страх детей перед школой! Помочь им понять, что учиться – это интересно, посильно сложно. И нужно. Не потому, что так говорят взрослые, а потому что это действительно необходимо!
        В начале нашего учебного года (а у нас он длится с октября по май) проводится первичный срез уровня физического и психологического развития дошколят. На основе полученных данных разрабатывается программа занятий на восемь месяцев. А в конце мая итоговое тестирование показывает результаты нашей работы и степень готовности к школе наших выпускников. Главным критерием оценки успешности занятий для нас является положительная динамика развития каждого ребёнка, а не общий «срез знаний». И проводя индивидуальные беседы с родителями на последнем родительском собрании, обязательно показываем в сравнении результаты первичного и итогового тестов.
      Каждое занятие длится один час. Но, учитывая частую смену динамичной и статичной нагрузки, достаточное количество релаксирующих упражнений и высокую двигательную активность, у ребят не возникает переутомления.
       В помещении нам обязательно нужны соответствующие возрасту парты и стулья, большой ковёр, магнитная доска и стеллаж.
       Ковёр – наш остров спасения. В начале года большая часть времени проходит на нём. Там проводятся мимическая и дыхательная гимнастики, развитие пространственной ориентации, отработка схемы тела, упражнения на взаимодействие руки и глаза, мышечная релаксация, управление мышечным напряжением и расслаблением, подготовительная работа к введению понятий «звук», «гласные и согласные звуки» (движение с преградами и без, преграды твёрдые и мягкие, мышцы напряжены и расслаблены). На ковре мы учимся ориентироваться в девяти пространственных квадратах (основа ориентирования на листе и в клетке), порядковый, количественный, обратный счёт отрабатывается в движении, шагами учимся считать на числовом отрезке, различными движениями помогаем себе определить ударный звук в слове и разделить слово на слоги. Там же проводятся динамические упражнения на развитие познавательных и мыслительных процессов, самоконтроля и произвольности деятельности. Учиться сливать звуки в слоги и составлять из слогов слова тоже можно в движении. Упражнения на социальные взаимодействия отрабатываются и за партой, в процессе решения учебных задач, и в подвижных играх. К концу года соотношение активных двигательных и малоподвижных видов деятельности меняется, но работа на ковре занимает существенную долю времени.
       За годы работы с дошколятами, мы выработали свои ритуалы начала и окончания занятий. В первые минуты - привести себя в порядок, услышать шум воды в аквариуме (например), поделиться своей улыбкой с другими, поздороваться и «завести мотор» для хорошего самочувствия. Для этого мы разминаем ушки, делаем гимнастику для глаз, губ и языка и будим свои пальцы. В конце занятия мы, стоя в общем кругу, благодарим друг друга, обнимаемся всем кругом (и учимся это делать так, чтобы всем было приятно, а не больно) и выходим к родителям через «шлагбаум». В роли шлагбаума выступает педагог, который пропускает тех, кто выполнит одно несложное задание. И напрасны надежды на то, что иногда можно обойтись без шлагбаума – дети обязательно вспоминают о нём и просят перекрыть дорогу.
       Для занятий на столах и в сумках у нас всегда есть:
  - альбом на спирали (удобнее работать двоим за одной партой – альбомы легко складываются);
  - пенал (цветные и простые твёрдо-мягкие карандаши, ножницы, деревянная линейка 10-15 см, ластик не приветствую, но если ребёнок без него очень нервничает, то и он есть);
  - рамка А4 три на три квадрата (для отработки пространственной ориентации на листе бумаги и в клетки, с путешествия по этой рамке начинаем работу за столом);
  - конверт со специальными геометрическими фигурами;
  - конверт с геометрическими фигурами красного, синего и зелёного цветов для обозначения звуков;
  - конверт с некоторыми буквами;
  - алфавит без картинок;
  - офицерская линейка;
  - четыре горизонтальные половинки тетрадок в крупную клетку.
      В ноябре добавляются букварь Н. Жуковой и рабочие тетради на печатной основе на развитие мыслительных операций.
     А теперь подробнее остановимся на том, для чего нам нужны некоторые из этих предметов.
       Альбомы – это «наше всё». В них мы очень много рисуем, выполняя различные задания, графически отображаем результаты фонетического анализа, клеим, учимся правильно писать и пишем. Он является переходной ступенью от крупномоторной отработки к тетрадям. Любой графический навык (написание буквы, цифры, сложного узора, геометрической фигуры и т.д.) мы отрабатываем сначала макро-движениями (например, строим из своего тела, создаём из нескольких тел, рисуем в воздухе различными частями тела, рисуем шагами), потом движением кисти в воздухе, затем рисуем в альбоме в увеличенном размере и только потом в тетради. Упражнения, способствующие улучшению межполушарного взаимодействия, прорабатываем и на ковре, и в графике. Мы не работаем с «Кассами букв, цифр и слогов». Вместо них у нас есть руки, конверты, карандаши и альбомы. Всё можно изобразить графически. К примеру, один из видов заданий на развитие памяти – нарисовать то, что запомнили из представленного визуально или аудиально. Это гораздо сложнее, чем просто назвать. А параллельно учимся изображать предметы не только реалистично, но и схематично.
      Пенал. Ручка в нём появляется только к концу учебного года, как награда за большой труд в обучении письму. Карандаши активно используются не только по прямому назначению, но и как счётные палочки, и как материал для построения букв, фигур, цифр, решения логических задач. Деревянная линейка – это, кроме измерительного инструмента, числовой отрезок, который всегда перед глазами. На деревянной линейке хорошо видны числа, и легко оставляет след карандаш, когда мы учимся считать. Кстати, при решении примеров мы учимся проверять правильность вычислений несколькими способами. К концу года сначала считаем в уме, затем проверяем по числовому отрезку, присчитыванием пальцев и на пересчёте предметов. Это может показаться лишним, но я считаю, что, владея несколькими способами действий, ребёнок имеет возможность выбрать наиболее удобный и понятный для себя. И это касается не только счёта.
      Рамка – это большой квадрат, расчерченный на девять маленьких. В процессе игры с ней отрабатываются понятия верх-низ, право-лево, центр, верхняя, нижняя, правая, левая стороны, запоминаются пространственно-ориентированные названия углов, понятия вертикаль и горизонталь, формируется умение двигаться в заданном направлении (два шага вверх, один вправо вверх – наискосок…). Путешествуем по рамке вначале маленькой игрушкой, затем пальцем, а к концу года только глазами. Усложнением работы служит также изменение темпа команд и движение по диагонали.
     Наши геометрические фигуры – домашнее задание родителям на начало учебного года. Определённые фигуры данных размеров вырезаются из картона или пластика. Для детей это пособия для развития аналитических и синтетических свойств мышления, творческих способностей, чувства пространства. Из них мы составляем стилизованные изображения, создаём что-то оригинальное и необычное. С их помощью мы учимся анализировать составляющие элементы целого и находить различные способы решения одной конструктивной задачи. Они же – пособие для развития мелкой моторики, потому что часто созданное жалко разрушать, а значит можно обвести, используя фигуры как шаблоны, а потом раскрасить или заштриховать.
   По алфавиту тоже «путешествуем» - находим названные преподавателем буквы, ищем буквенное отображение определённого звука, «собираем» буквы в нужной последовательности, чтобы получилось слово.
    Четыре маленьких тетрадки нужны нам для развития мелкой моторики и выполнения различных видов письменных работ. Вначале мы в каждой тетради знакомимся с клеткой, как с таковой, затем учимся в ней ориентироваться, отрабатываем умение делить клетку на части. На следующем этапе тетрадки выполняют различное предназначение. В тетради №1 – учимся писать буквы, слова и предложения, тетрадь №2 – для математических заданий, в тетради №3 ведётся фонетическая работа и отрабатывается умение оформлять работу по образцу и по инструкции. А тетрадь №4 для графических диктантов. В процессе выполнения заданий ребята учатся анализировать свою работу и отмечать наиболее удачные варианты. Через тетради я общаюсь с ребятами с помощью слов, пиктограмм и схем. Мы договариваемся, что, раз я не могу прийти к каждому из них домой и дать инструкцию по тому или иному заданию, то в тетрадке с помощью знаков и слов оставлю свои подсказки. После каждой проверенной работы я оставляю свой «автограф» в виде рисунка. Первое время далеко не один раз приходится объяснять детям и родителям, что никакой оценочной нагрузки тот или иной рисунок не несёт, а просто выполняет функцию похвалы за выполненную работу.
       Выше уже указывалось, что основной запрос родителей – обучение чтению. Но на первом же собрании я предупреждаю, что не буду на занятиях отрабатывать с детьми скорость чтения. Наша задача другая. Нам нужно научиться читать правильно и понять, зачем это нужно. Когда чтение станет мотивированным, тогда оно станет интересным и, как следствие, успешным. С детьми мы учимся читать, используя, как одно из пособий, Букварь, а с родителями учимся заинтересовывать детей чтением.
        Ещё один строительный материал, кроме геометрических фигур, пластилина и карандашей, активно используется на занятиях. Он тоже всегда с нами. Это наше тело. Мы «превращаем» его в пластилин, затем этот пластилин хорошенько разминаем и начинаем лепить. Скульптуры, буквы, фигуры… Или превращаемся в палочки и выкладываем из них на ковре различные узоры. Можно ведущему выложить заданную форму из участников, можно членам группы суметь договориться между собой, чтобы выполнить задание, можно работать индивидуально. А самое сложное – сначала выстроить что-либо, а затем попробовать зарисовать получившуюся фигуру на листе бумаги. Ещё можно писать различными частями тела на воображаемой доске или бумаге буквы и цифры. Огромные, в полный рост, сопровождая написание стишком–инструкцией написания. Затем этот же стишок помогает нам в правильном написании букв и цифр на начальном этапе и в альбоме, и в тетради.
       Большое внимание мы уделяем решению дивергентных (имеющих не один способ решения) задач, или задач, не имеющих решения. Выполняем комплекс заданий на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи.
       На наших занятиях мы развиваем умение понимать других людей, управлять своим поведением, осознавать и контролировать свои эмоции и переживания. Отрабатываем схему: цель-план действий-самопроверка.
      А ещё мы учимся понимать, что любой человек, и учитель в том числе, имеет право на ошибку, поэтому нужно не бояться иметь и отстаивать своё мнение, если можешь доказать, что ты прав. Или высказать сомнение, если не уверен. Важно понять, что бывают ситуации, когда «один в поле – воин», когда мнение малого количества или даже одного человека, идущее вразрез с мнением большинства, бывает верным. Ошибка не беда, если ты сам её исправил. Ошибаться не страшно – мы ещё только учимся. Важно научиться находить и признавать свои ошибки. Нужно уметь слышать мнение другого человека и принимать его. Для этого мы на занятиях чередуем индивидуальную и коллективную (в паре, в группе) работу. Учимся проверять свои и чужие работы. Но главное, повторюсь, усваиваем, что ошибка, тем более признанная и исправленная – это естественно в процессе обучения.
    На наших занятиях есть несколько активно действующих персонажей. Это, во-первых, наши пальцы, которые не только сами развиваются в специальных упражнениях, но и помогают нам в усвоении порядкового счёта, решении примеров, тренировке звуковысотности и громкости голоса, отработке изменения эмоциональной окраски настроения, в фонематической работе. Второй персонаж – Дракон. Он не страшный, он очень добрый. Его звуковой портрет сначала помогает нам провести дыхательную гимнастику, потом мы тренируемся управлять своим голосом, затем мы замечаем, что наш Дракон состоит из гласных звуков. Мы рисуем его в альбоме, отрабатывая пространственную ориентацию на листе и учась рисовать эмоции. Он помогает нам запомнить гласные звуки, запомнить, какие гласные показывают твёрдость, а какие мягкость согласных и разобраться в хитростях йотированных гласных. И, наконец, Уся. Это маленький жучок с длинными усами, который умеет передвигаться по листу бумаги только вертикально и влево, а поэтому у него есть только три любимых буквы и две цифры, по которым он может путешествовать. С Усей мы знакомимся на этапе изучения букв и анализа их написания и не расстаёмся до конца нашего обучения, потому что зеркальное изображение букв и цифр является одной из часто встречающихся проблем, а Уся – один из способов решения этой проблемы.
       Данная система занятий с дошколятами разрабатывалась в течение пятнадцати лет, и, естественно, ещё будет дополняться и изменяться. Мы никогда не обещаем родителям, что все дети, которые посещали нашу группу подготовки к школе, будут учиться на «отлично». Такого просто не может быть – они приходят к нам разными и, поднявшись за восемь месяцев занятий на следующую ступеньку развития, остаются непохожими друг на друга. На основе наблюдений, результатов тестов и общих показателей, для каждого ребёнка к концу года составляется «копилка рекомендаций». В ней собраны виды развивающих заданий и физических упражнений, которые помогут конкретному ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни и быть успешным. 
      Важными критериями оценки собственной работы для нас являются: уровень подготовки к школе выпускников нашей группы, результаты сравнительного анализа первичных и итоговых срезов развития детей, выводы анкетирования родителей и, главное, правильно мотивированное желание детей учиться в школе. Мы отслеживаем первый школьный год большинства наших выпускников, их успехи и неудачи, что помогает корректировать свою работу и искать новые пути решения проблемы грамотной подготовки к школьному обучению.

Горожанкина Н.В. 

Ж.: "Коррекционно-развивающее образование", 2008г., №4.


Категория: Мои статьи | Добавил: sakhalinochka (16.08.2009)
Просмотров: 1133 | Теги: ошибаться не страшно., двигательная активность, учимся учиться, дошколята, занятия для родителей, страх перед школой, игра, подготовка к школе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz