Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 11:28

        Лепим таланты с  любовью

Категории раздела
Мои статьи [2]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.
« Зла белка шишки» - эта ошибка в собственной прописи первого класса памятна мне до сих пор. Чем она так запомнилась? Может своей нелепостью и моим удивлением от этой нелепости. И только став педагогом, я поняла, что ошибка не была нелепой. Я старательно писала: «Ела белка шишки», только букву «Е» написала зеркально, то есть перевернула в другую сторону, вот и получилась белка злой. Зеркальными начертаниями мы (вслед за Д. Бортом, Т. В. Рождественской и рядом других учёных) называем знаки (буквы), перевёрнутые по отношению к своей вертикальной оси на 180°.
Можно зазубривать и отрабатывать правильное написание буквы или цифры множественным повторением, а можно превратить этот процесс в игру. И начинать профилактику зеркального написания нужно задолго до начала печатания (письма печатных букв). Главный помощник в этом – твёрдая уверенность в том, где правая рука, а где левая, где левая сторона, а где правая и т.д. Вообщем, всё, что называется нашей пространственной организацией.

Метод, который я представляю вашему вниманию, был разработан мною для собственных детей и в течение 5 лет помогает в работе с дошколятами. Сразу оговорюсь – это один из способов. Как уже писалось в предыдущей статье «Подготовка к школе детей и их родителей», я считаю, что нужно владеть несколькими способами выполнения поставленной задачи (при условии, что это возможно), для выбора более удобного и понятного конкретному человеку. 

Система работы состоит из нескольких этапов. Основное условие – постоянство и разнообразие. То есть, заниматься надо постоянно, но разнообразными упражнениями. Не пугайтесь, вам с ребёнком не придётся часами просиживать за столом, выполняя задания в альбомах или тетрадях. Живите привычной жизнью, только добавьте к ней несколько акцентов.

Этап 1.
Жизнь под лозунгом «Наше дело - правое!» Это значит, что акцент на правую сторону делается постоянно. Нейропсихологии даже советуют «забыть» на время, что существует и левая рука, нога и т.п. Запоминаем и отрабатываем ПРАВО. "Пух посмотрел на свои лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, коме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начинать."
• Акцент на запоминание правой стороны, игнорируя левую на начальном этапе: возьмите тетрадки в правую руку, застегните правый сандалик, подвиньтесь вправо и т.д.
• Гипертрофированные движения и жесты в направлении направо. 
1) «Это правая рука,
  Это правая нога,
  Я направо повернусь,
  К правой стенке потянусь.
  Пра-а-а-а-а-а-аво»

2) «Праворукий Правоног

  Вправо быстро прыгать мог» - прыжки приставным шагом вправо.

Этап 2. Теперь, когда ребёнок чётко определяет правую сторону и направление «вправо», отрабатываем право-левую организацию.
• Игры подвижные с использованием обоих направлений:
1) Поиск клада по словесной инструкции (3 шага вправо, 1 шаг вперёд, 2 шага влево…)
2) Строевая подготовка (маршируем : левой, левой…, повороты на месте и в движении...)
3) Капитаны (лево руля, право руля)
4) Перекаты (через правое плечо, через левое плечо)
5) Рамочка – макси (передвижение по размеченной 9х9 квадратов площадке - задаём квадрат начала пути и руководим движением, указывая количество шагов и направление )
6) «Твистер, или завяжи себя в узел» - популярная игра , которую можно приобрести в магазинах игрушек

7) «У дяди Августа» - игра-песенка:

У дяди Августа 7 сыновей,

7 сыновей, 7 сыновей,

Они не ели, они не пили,

А только пели песенки.

Танцует только правая рука!...

(С каждым повторением песенки добавляем в танец по одной части тела)

8) Прилипалы - "прилипнуть" к чему-либо названной частью тела, усложнение - последовательное прилипание без отлипания предыдущего
9) Кто быстрее дотронется до… Называем части тела или предметы, пространственно определяя их, например: до стула слева, правой рукой до носа и т.п.

10) Комар - представить, что комар укусил в называемую часть тела и напрячь её мышцы.

11) Зеркало


• Игры дидактические:
1) Графический диктант.
2) Рамочка - 9х9 квадратов, варианты заданий, как рамочка-макси: по мере усложнения: игрушкой – пальцем – глазами; вертикально и горизонтально, по диагонали; изменение темпа; задаётся клетка, в которую надо попасть; задаётся направление)
3) Картина (изображение предметов по словесной пространственной инструкции)
4) План комнаты. Составление плана собственной комнаты или по нарисованному плану построить кукольную комнату.
5) Салют - определяем на листе место выстрела, ставим там точку, определяем место появления залпа, ведём туда линию и рисуем множество цветных точек. 
6) Зазеркалье  – сложная, но очень важная игра! Копирование картинки в зеркальном отображении. Задаётся ось симметрии (зеркало) и обговаривается,что в картинке остаётся без изменений, а что меняется на противоположное.

На этапе изучения образа букв:

Этап 3. «И дождалась!»... Начинаем изучать буквы. Буквы, которые можно увидеть с обратной стороны, переворачивать вверх ногами и ставить ребром, то есть вырезанные и объёмные. А буквы в азбуках, «Букварях», на кубиках и т.п. – образец для сравнения.

Предоставление и изготовление объёмных макетов букв из различных материалов и различными способами:
1) Из картона и т.п. Лицевую сторону «хитрых» (см. ниже) букв оформляем цветом или структурным материалом, чтобы она отличалась от изнаночной.
2) Из пластилина и т.п.;
3) Из проволоки, ниток и т.п.;
4) Из карандашей, палочек и т.п.;
5) Из геометрических фигур;
6) Из кубиков и других геометрических тел;
7) Из собственного тела и нескольких тел;

8) Из мебели и других окружающих предметов

• Сравнение объёмных букв с плоскостным образцом.

• Активное действие с объёмными буквами: 
1) Исследование;
2) угадывание буквы наощупь с закрытыми глазами;

3) постройки и узоры из букв. 

Выделение в алфавите «хитрых» букв – несимметричных относительно вертикальной оси симметрии (образ буквы меняется при её переворачивании вправо или влево).

Этап 4. На этапе изучения изображения букв обязательно определённое написание и проговаривание движения с акцентом «вправо-влево» для «хитрых» букв. Важно постепенное сворачивание размеров изображаемых букв от размера роста ребёнка до размера клетки в тетради.
• Письмо буквы на доске – огромный размер, с проговариванием.
• Письмо буквы различными частями тела на разных плоскостях с проговариванием.
• Письмо в альбомах – большие буквы с проговариванием.
• Письмо в больших клетках (масштаб 2:1).
• Письмо в обычных клетках.
На этом этапе важно подвести ребёнка к наблюдению: при письме «хитрых» букв основное направление письма (кроме вертикали) – вправо. Исключение составляют буквы У, С, Я.

На основе сделанных наблюдений при ознакомлении с написанием букв У, С и Я вводится сказка про жучка Усю, который из-за своих закрученных усов мог поворачивать только влево. Соответственно, буквы, при написании которых акцентированное движении – влево, будем называть Усиными.


Этап 5. На этапе отработки навыка правильного написания букв применяем алгоритм:
1) Определяем – «хитрая» буква или нет;
2) Если да – анализируем, Усина ли это буква. 
3) Если да – рука движется влево, если нет – вправо.

Аналогичная работа проводится с цифрами. Усины цифры – 6 и 9. 
Категория: Мои статьи | Добавил: sakhalinochka (27.09.2009)
Просмотров: 8347 | Теги: право-левая организация, зеркальное написание, Дидактические игры в детском саду, обучение письму, письмо печатных букв, печатание в детском саду, Уся, пространственная организация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz